English | Francais | Espanol | Arabic









БелМедПрепараты

Сайты
государственных органов






EAC TOP

ВЛИЯНИЕ ПРИСУТСТВИЯ ЭТАЛОНА ОТВЕТА НА СТЕПЕНЬ СУГГЕСТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Кафедра | История | Научная работа | Учебный процесс | Дистанционное обучение | Конференция (Konferencja) | Форум (Forum) | Статьи (Prace) | Результаты (Wyniki)

ВЛИЯНИЕ ПРИСУТСТВИЯ ЭТАЛОНА ОТВЕТА НА СТЕПЕНЬ СУГГЕСТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Попова Ю.В. УО «ГрГМУ», Гродно, РБ

Согласно теориям (Р. Мертон, Т. Парсонс, Г. Хоманс), современное общество подразделяется на две группы: конформистов и нонконформистов. Либо ты подстраиваешься и подгоняешь свои нормы под нормы общества, либо ставишь себя вне его, заявляя о своем несогласии с ним по ряду вопросов. Конформное поведение объявляется правовым, а нонконформное противоправным, отклоняющимся, девиатным.

Термин «конформизм» обозначает приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

Проявление конформизма обуславливается множеством факторов:

  • Индивидуально-психологические особенности индивида, т.е. уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценки, уровень самоуважения, потребность в одобрении.
  • Микросоциальные характеристики индивида (статус и роль индивида в группе, значимость группы для индивида).
  • Ситуационные характеристики (личностная значимость обсуждаемых проблем для индивида, уровень компетентности индивида и членов сообщества, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине).
  • Половозрастные характеристики индивида.

Конформизм следует отличать конформности. Конформность - это усвоение определенных групповых норм, привычек и ценностей — необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы.

Конформные реакции зависят от целой совокупности факторов:

  • Личностных: степень внушаемости индивида, устойчивость его самооценок, уровень самоуважения, тревожность, интеллект, потребность в одобрении окружающих.
  • Групповых: положение индивида в группе, ее значимость для него, степень сплоченности и структура группы.
  • Ситуационных - содержание задачи и заинтересованность в ней испытуемого, его компетентность, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине.
  • Общекультурных - насколько вообще в данном обществе ценится личная самостоятельность, независимость суждений.

Если конформист принимает точку зрения окружающих его вполне сознательно, чтобы не быть осуждённым или отторгнутым, то человек легко внушаемый, суггестивный (лат. suggestio - внушение) оказывается часто в плену чужого мнения, не подозревая об этой своей зависимости. Однако, можно оказаться в плену не только чужого мнения, но и любого шаблона, воздействующего на личность извне.

Для исследования влияния присутствующего эталона на мнение человека был проведён эксперимент на определение степени внушаемости. В роли испытуемых выступили студенты 1 - 3 курсов Гродненского Государственного Медицинского (медико-психологического, педиатрического факультетов) и Барановичского Государственного (экономического и педагогического факультетов) университетов. Всего в эксперименте приняло участие 82 студента, которые были произвольно поделены на две подгруппы.

Методика определения степени внушаемости проста и заключается в следующем.
Испытуемым смысл методики раскрывается только после ее выполнения. Поэтому без предварительного пояснения им предлагается точно выполнить следующую инструкцию[1]. Далее экспериментатором зачитываются пять вопросов – заданий.

  1. Напишите фамилию любого писателя, например «Гоголь», вообще любого писателя, – ПОРА!
  2. Напишите любую короткую фразу, например «Лето наступило», вообще любую фразу, – ПОРА!
  3. Напишите название любого предмета, например «Стол», вообще любого предмета, – ПОРА!
  4. Изобразите любой предмет, например треугольник, вообще любой предмет, – ПОРА!
  5. Напишите любое число, например 9, вообще любое число, – ПОРА!

Вторая подгруппа студентов получила похожие задания с той лишь разницей, что испытуемым не были предложены варианты ответов:

  1. Напишите фамилию любого писателя, вообще любого писателя, – ПОРА!
  2. Напишите любую короткую фразу, вообще любую фразу, – ПОРА!
  3. Напишите название любого предмета, вообще любого предмета, – ПОРА!
  4. Изобразите любой предмет, вообще любой предмет, – ПОРА!
  5. Напишите любое число, вообще любое число, – ПОРА!

Качественный анализ ответов на предложенные задания выявил следующие закономерности.

В первой подгруппе кроме предложенных вопросов, студенты имели возможность услышать один из возможных вариантов ответа на эти вопросы. Имея какой-либо эталон, шаблон испытуемые пытались тут же его использовать. При ответе на первый вопрос чаще всего упоминался классик русской литературы (подавляющее большинство испытуемых вспомнило А.С.Пушкина). Ответ на второй вопрос ассоциировался со временем года или с погодой. Примерные ответы были следующими: Зима закончилась, Весна наступила, На улице тепло. На вопрос, касающийся названия предмета, ответом обязательно оказывался предмет, который находился в интерьере (стул, окно, предметы мебели). Испытуемые изображали, как правило, геометрические фигуры (в большинстве случаев – содержащие в себе треугольник), а числа в пятом вопросе были в основном однозначные.

Во второй подгруппе у испытуемых не было примерного варианта ответа на поставленное задание. Это вызвало, во-первых, незначительное затруднение в проведении эксперимента (испытуемые пытались задавать уточняющие вопросы), во-вторых, диапазон студенческих ответов был намного шире. Среди вариантов ответов, касающихся писателя часто встречались белорусские и зарубежные писатели (примерно треть испытуемых). На просьбу написать любую короткую фразу испытуемые отреагировали описанием (подавляющее большинство) своего состояния: Хочу кушать. Хочу спать. Мне грустно. Второй по частоте встречаемости ответ - описание того, что происходит вокруг: За окном солнце. Поют птицы. Интересен ответ на третье задание. Для почти двух третей испытуемых студентов слово «предмет» ассоциируется с учебной дисциплиной, в связи с этим они ответили именно так, указав учебную дисциплину, которую изучают или изучали ранее. А вот изображали студенты в основном предметы интерьера или же примитивные (но не геометрические) фигуры. Среди ответов на последнее задание в большей степени преобладали трехзначные цифры.

Количественный анализ проведенного эксперимента позволяет определить степень внушаемости или другими словами, то, насколько испытуемый подвержен влиянию присутствия примера (эталона, шаблона).

В первой подгруппе (имеющей эталон ответа) среди всех испытуемых студентов 1 курса у 12% отмечалась средняя, а у 88% - повышенная внушаемость. На 2 курсе 15% испытуемых показали среднюю внушаемость, а 85% - повышенную. Среди испытуемых студентов 3 курса оказалось 18% студентов со средней степенью внушаемости, а 82% - с повышенной. Студентов с пониженной степенью внушаемости выявлено не было. В зависимости от специальности степень внушаемости принципиально не различалась. Вторая подгруппа, не имеющая в своем распоряжении предложенных эталонов ответа, показала несколько иные результаты. Независимо от курса и специальности, у 23% испытуемых был выявлен низкий уровень внушаемости, у 46% - средний уровень и только у 31% - высокий.

Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что конформизм как социальное явление глубоко «сидит» в личности каждого человека и предопределяется пластичностью его психики, гибкостью мышления, механизмами социализации, воспитания и обучения. Акцентируя внимание на педагогических аспектах данного вопроса, необходимо отметить скорее негативную, чем позитивную роль примера, шаблона, который часто используется педагогами в качестве вспомогательного элемента в процессе обучения.

Литература:

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
  2. Дэвид Майерс. Социальная психология (David Myers "Social Psychology", 7th ed., 2002) Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным дисциплинам www.i-u.ru\biblio

[1] Проставьте, пожалуйста, по вертикали друг над другом цифры от 1 до 5 – ими обозначаются номера заданий, которые следует выполнить очень быстро; не будет достаточного времени и для обдумывания ответов. Повторения заданий не будет. Сигналом, обозначающим конец задания и предлагающим его срочно выполнить, является слово «пора!». Следом за этим словом почти немедленно диктуется следующее задание.

Учреждение образования "Гродненский государственный медицинский университет"