English | Francais | Espanol | Arabic









БелМедПрепараты

Сайты
государственных органов






EAC TOP

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кафедра | История | Научная работа | Учебный процесс | Дистанционное обучение | Конференция (Konferencja) | Форум (Forum) | Статьи (Prace) | Результаты (Wyniki)

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Филон Ю.Н.
УО «ГрГМУ», Гродно, РБ

Обсуждаются вопросы проявления агрессивного поведения детьми дошкольного возраста. В данной работе отмечается, что существуют половозрастные особенности проявления форм агрессивного поведения детьми дошкольного возраста. Среди форм проявления агрессивного поведения мальчиками доминирует физическая агрессия, т.е. мальчики чаще прибегают к применению физической силы в различных жизненных ситуациях. Среди форм проявления агрессивного поведения девочками наиболее частой формой является вербальная (крики, ссоры, обзывания) и косвенная агрессия (сплетни, слухи). Обсуждается вопрос о том, что выход из фрустрирующей ситуации не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но стимулирует предрасположенность к ним, что в дальнейшем формирует привычку реагировать в схожих ситуациях подобным образом. В данной работе отмечается, что существует взаимосвязь между тактиками разрешения конфликтов детьми дошкольного возраста со сверстниками и формами проявления агрессивного поведения.

Praca dotyczy przejawow zachowan agresywnych dzieci w wieku przedszkolnym. Ustalono, ze istnieje zaleznosc pomiedzy wskaznikami plci i wieku a formami wyswietlania agresywnych zachowan dzieci w wieku przedszkolnym. Wsrod form zachowan agresywnych u chlopcow dominuja agresja fizyczna, tzn. chlopcy sa bardziej sklonni do przejawu sily fizycznej w roznych sytuacjach. Wsrod form zachowan agresywnych u dziewczat, najbardziej rozpowszechniona forma jest agresja w formie ustnej (krzyki, klotnie, wyzwiska), jak i posrednia forma agresji (plotki, pogloski). Wyjscia z frustrujacej sytuacji nie zawsze sa realizowane w agresywnych dzialaniach, ale rowniez pobudza sklonnosc do nich, co dodatkowo stanowi nawyk podobnego reagowania w podobnych sytuacjach. W przedstawionym badaniu ujawniono, ze istnieje zwiazek miedzy taktyka rozwiazywania konfliktow z rowiesnikami dzieci w wieku przedszkolnym a przejawa zachowan agresywnych.

В контексте изучения феномена агрессивного поведения обращает внимание на себя вопрос проявления агрессивного поведения детей, которое зачастую на первых этапах своего проявления приобретает весьма безобидный характер. Агрессия детей проявляется в первую очередь в непослушании, эмоциональных всплесках, потом уже – в желании нанести какой-то вред людям, которые их окружают (своим сверстникам, родителям и даже себе). Таким образом, неконтролируемое поведение в более раннем детском возрасте, может перерасти в поведение с асоциальными тенденциями в подростковом и юношеском возрастах.

В связи, с чем актуальность данного исследования определяется необходимостью многоаспектного рассмотрения вопроса детской агрессивности, так как в изучении детской агрессивности наблюдается недостаток методов диагностики агрессивных тенденций, пригодных для практического использования в экспериментальном изучении и консультативной практике. В свою очередь своевременное выявление детей, обнаруживающих признаки агрессивного поведения, необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации необходимой психологической помощи.

В качестве предмета изучения в данной работе выступает: Формы проявления агрессивного поведения детьми дошкольного возраста.

Цель данного исследования: определение половозрастных особенностей проявления форм агрессивного поведения детьми дошкольного возраста.

В связи, с чем были поставлены следующие задачи: 1) провести теоретический анализ феномена агрессивного поведения и форм его проявления; 2) выявить формы проявления агрессивного поведения детьми дошкольного возраста; 3) установить взаимосвязь между формой проявления агрессивного поведения детьми дошкольного возраста с тактиками разрешения детьми конфликтов со сверстниками.

Гипотеза исследования: Существует взаимосвязь между тактиками разрешения конфликта и проявлением определенных форм агрессивного поведения детьми дошкольного возраста со сверстниками в ситуации конфликта.

Методы исследования: опрос, анализ научной литературы, статистическая обработка данных, психологическая интерпретация полученных результатов.

Методики исследования: «Стратегии поведения детей» К. Бьерквиста и К. Остерман, данная методика направлена на изучение возможных стратегий поведения детей (проявление физической, вербальной и косвенной агрессии) в различных сферах социальной реальности.

«Шкала тактики поведения в конфликте» М.А. Строоса, целью данной методики является: установление основных тактик используемых детьми при разрешении конфликтов. М.А. Строос выделял следующие шкалы, определяющие те или иные действия применяемые детьми в разрешении конфликта со сверстиками: 1. Шкала дисциплинирования (1, 2, 5, 17 соответствующие вопросы методики) предназначена для определения тех действий, которые применяются в целях регулирования поведения детей. 2. Шкала психологической агрессии (6, 10, 12, 14, 21) предназначена для определения уровня вербальных и символических действий, к которым дети прибегают при разрешении конфликтных ситуаций. 3. Шкала физической агрессии, которая предназначена для определения количества физических нападений, применения физической силы детьми в разрешении конфликтов. Шкала физической агрессии состоит из трех субшкал: телесные наказания (3, 4, 8, 16, 18); проявление жестокости (7, 15, 20, 22); физическая жестокость (9, 11, 13, 19). При изучении стратегий поведения младших школьников в конфликте применялся рисуночный вариант методики «Шкала тактики поведения в конфликте».

Выборку данного исследования составили дети дошкольного возраста в количестве 30 человек, среди которых 19 девочек и 11 мальчиков.

По результату проведенного теоретического анализа следует заключить:

Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного с собой обращения.

Агрессивное действие – это проявление агрессии, как ситуативной реакции, в то время как агрессивное поведение – периодическое повторение агрессивных (враждебных) действий, носящих систематический характер и целью которых является нанесение страдания, ущерба другим людям: одна из реакций человека на фрустрацию потребностей и конфликт.

В психологической науке существует три модели, объясняющих природу агрессивного поведения: психодинамическая (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм), фрустрационная (Дж. Долард, Л. Берковитц), поведенческая (А. Бандура, Б.Ф. Скиннер) модели. Новое теоретическое рассмотрение проблема агрессивного поведения приобрела в аффективно-динамической модели И.А. Фурманова.

Из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности, можно сделать следующие выводы: проявление агрессии объясняют с помощью биологических и социальных факторов; агрессивное поведение может быть не только деструктивной, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе развития; агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

Основными формами проявления агрессивного поведения являются:
Физическая агрессия – предпочтительное использование физической силы против другого лица.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).
Косвенная агрессия – действия, осуществляемые в отношении другого лица, направлены на него не прямо, а косвенным образом (сплетни, шутки) или ни на кого не направленные (топанье ногами, битье кулаками по столу).
Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства, которое может нарастать от пассивного сопротивление до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

В качестве методологического основания данной работы выбрана фрустрационная модель, в частности теория обусловливания агрессии фрустрацией Дж. Долларда и Л. Берковица, а так же теория социального научения А. Бандуры.

Под агрессией Дж. Доллард понимает не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. То есть, возникновение агрессивного поведения в данном подходе рассматривается в жесткой взаимозависимой схеме «фрустрация – агрессия».

Таким образом, физическое и эмоциональное высвобождение враждебных тенденций приводит к временному либо длительному облегчению, ослаблению возникшего напряжения, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление тенденции к агрессии.

В схему «фрустрация – агрессия» Л. Берковиц ввел следующие пояснения: а) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но стимулирует предрасположенность к ним, б) агрессивное поведение не возникает без способствующих этому условий, в) выход из фрустрирующей ситуации всякий раз с помощью агрессивных действий формирует у человека привычку в схожих ситуациях действовать подобным образом.

Представителями были выделены условия, при которых ситуация фрустрации ведет к агрессивным действиям. Лишения – отсутствие у человека необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. Потери - утрата предметов или объектов, которые раньше имели существенное место в удовлетворении потребностей. Конфликт – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.

С точки зрения теории социального научения А. Бандуры проявление агрессивного поведения в раннем дошкольном и школьном возрасте во многом связаны с процессами полоролевой идентификации ребенка. Именно в этот возрастной период особую важность приобретает механизм «идентификация с агрессором». Это механизм защиты, который срабатывает, когда ребенок сталкивается с опасностью. В данном возрасте это, как правило, критика, вербальная или физическая агрессия со стороны родителей, или других взрослых. Ребенок идентифицируется с агрессором посредством приписывания себе самого акта агрессии, подражания физическому и моральному облику агрессора, заимствования некоторых символов его власти.

В результат проведенного эмпирического исследования было выявлено, что в дошкольном возрасте среди форм агрессивного поведения доминирует проявление вербальной и физической агрессии, именно проявление вербальной и физической агрессии наиболее часто проявляемый способ реагирования у детей в данной половозрастной группе.

Были выявлены половые различия в проявлении форм агрессивного поведения детьми дошкольного возраста.


Рис. 1. Проявление форм агрессивного поведения дошкольниками (мальчики и девочки)

Для мальчиков наиболее характерным, явилось проявление физической агрессии, мальчики чаще прибегают к применению физической силы в различных жизненных ситуациях. В то время как девочки прибегают к использованию вербальной (крики, ссоры, обзывания) и косвенной агрессии (сплетни, слухи в адрес лица конфликтного взаимодействия).

Данные корреляционного анализа свидетельствуют о существовании взаимосвязи между проявлением агрессивного поведения детьми дошкольного возраста и тактиками поведения детей в конфликте со сверстниками.

Было выявлено, что у мальчиков использование психологической агрессии (r= 0,468, p= 0,001), а так же дисциплинирования (r= 0,277, p= 0,045), проявления жестокости (r= 0,544, p= 0,001), а в большей степени телесных наказаний (r= 0,682, p= 0,001) и физической жестокости (r= 0,620, p= 0,001) взаимосязано с проявлением физической агрессии; у девочек только психологическая агрессия (r= 0,468, p= 0,001) как тактика разрешения конфликта взаимосвязана с проявлением физической агрессии.

Проявление вербальной агрессии у мальчиков взаимосвязано со следующими тактиками разрешения конфликтных ситуаций: в большей степени психологической агрессией (r= 0,584, p= 0,001), а так же телесными наказаниями (r= 0,524, p= 0,001); проявлением жестокости (r= 0,361, p= 0,008), дисциплинированием (r= 0,344, p= 0,045) и физической жестокостью (r= 0,283, p= 0,040), у девочек с психологической агрессией (r= 0,573, p =0,001); телесными наказаниями (r=0,343, p=0,001).

Взаимосвязи в проявлении косвенной агрессии мальчиками с тактиками разрешения конфликтов со сверстниками выявлено не было, в то время как у девочек проявление данной формы агрессивного поведения взаимосвязано с проявлением жестокости (r= 0,388, p= 0,003) и физической жестокостью (r= 0,276, p= 0,038).

По результату проведенного теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

Во-первых, агрессивное поведение имеет определенный повод и проявляется в конкретной ситуации. Среди ситуаций, провоцирующих агрессию, выделим: конфликт; желание привлечь к себе внимание; ущемление достоинства другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство; стремление защититься и отомстить; стремление получить желанный предмет и т.д.

Во-вторых, существуют различия в проявления агрессивного поведения детьми различных возрастов.

В-третьих, существует взаимосвязь между формой проявления агрессивного поведения и тактиками разрешения конфликтов со сверстниками.

Таким образом, конфликт как одна из фрустрирующих ситуаций запускает и определяет агрессивные формы поведенческого реагирования, что согласуется с методологией исследования, в частности с теорией обусловливания агрессии фрустрацией Дж. Долларда и Л. Берковица. В объяснении полученных результатов стоит указать на феномен «идентификации с агрессором». В связи, с чем можно сделать предположение о существовании взаимосвязи между проявлением агрессивного поведения детьми и тактиками разрешения родителями родительско-детских конфликтов. Учитывая важность роли взрослого в личностном развитии младшего школьника и полоролевую идентификацию с родителем одного с ребенком пола, можно сказать, что модели агрессивного поведения, демонстрируемые родителями в конфликтных ситуациях, являются определяющими для их усвоения детьми с последующим использованием в своей жизни.

Литература:

  1. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие / Н.М. Платонова. – СПб.: Речь, 2004. – 336 с.
  2. Бандура, А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / пер. с англ. Брянцевой Ю., Красовского Б. / А. Бандура, Р. Уолтерс . – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999. – 512с.
  3. Булава, Ю.Л. Возрастная динамика агрессии школьников от тактики разрешения родительско-детского конфликта в семье / Ю.Л. Булава // Психологические проблемы современной семьи: материалы 4-ой Междунар. науч. конф., 21 – 23 окт. 2009г. / Московский государственный университет им. Ломоносова ; редкол.: Е.И. Захарова., О.А. Карабанова. – Москва, 2009. – С. 145 – 150.
  4. Mebert C., Straus M.A. Picture-Card Version for Young Children of The Parent – Child Conflict Tactics Scales. – Mode of access : http://pubpages.unh.edu/ – Date of access : 13. 01. 2011.

Учреждение образования "Гродненский государственный медицинский университет"