English | Francais | Espanol | Arabic









БелМедПрепараты

Сайты
государственных органов






EAC TOP

Манипуляция в системе взаимодействия преподаватель-студент

Кафедра | История | Научная работа | Учебный процесс | Дистанционное обучение | Конференция (Konferencja) | Форум (Forum) | Статьи (Prace) | Результаты (Wyniki)

Манипуляция в системе взаимодействия преподаватель-студент

Барцевич Мария Викторовна
УО «ГрГМУ», Гродно, РБ

В современном обществе феномен манипуляции прочно вошел в жизнь людей. Он проявляется как скрытым, так и открытым образом воздействия. Однако многие люди не догадываются о том, что ими манипулируют. Такая система практикуется также и в среде высших учебных заведений в системе взаимодействия преподаватель-студент. Таким образом, манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений; при манипулятивном общении ставится также цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека, партнер не информируется об истинных целях общения, они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими. (М. Битянова).

Манипуляция – это вид психологического воздействия, которое ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими желаниями[1].

Манипуляции – это не воздействие (подразумевая управление человеческим поведением), а всего лишь стимул (побуждение к выполнению желаемого манипулятором действия).

Манипуляция – это целенаправленный стимул любой природы (звуки, слова, жесты, мимика, позы, картинки в журнале и рекламное объявление в газете), целью (манипуляция всегда преследует цель) которого является побуждение к появлению некоторой реакции.

Манипуляция – строится на предположении о тех реакциях, которые вызовет тот или иной стимул. Она не формирует реакций, – а влияет на уже сформированные[2,3].

Важную роль в системе преподаватель-студент играет манипулятивное взаимодействие. Высококвалифицированный преподаватель должен использовать методы способствующие как стимулированию ,так и контролю успеваемости студентов. Таким образом существует несколько групп методов манипулятивного воздействия преподавателей.

Методы манипулятивного воздействия преподавателей
Одна из основных причин манипулирования студентами состоит в том, что руководство требует от преподавателей, чтобы они прежде всего поддерживали в группах дисциплину, то есть держали студентов под контролем. Когда студентов начинают загонять в общие рамки и навязывать им жесткие правила, игнорируя их индивидуальные особенности, у многих из них возникает тенденция противостоять контролю вообще.

Данная тенденция приводит к использованию негативных и направленых на сохранение или усиление контроля методов Таким образом вместо развития сообразительности, изобретательности, самостоятельности и ответственности, практических навыков и т.д. манипулятивное поведение преподавателей приводит к противоположному эффекту. Однако некоторые преподаватели все же находят «позитивные» способы манипулирования, способствующие развитию способностей у студентов.

Методы:
Позитивные.
Игровые приемы и процедуры (их также называют блиц играми, мини играми) относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации незначительной или дискретной продолжительности, не имеющие правил, не предусматривающих поэтапную процедуру действий конкретных участников с контролем времени. Организуемые со всей аудиторией, но при непосредственном участии только отдельных ее представителей, чаще всего по личному желанию[4].

Главная цель применения игровых приемов и процедур - в изменении эмоционального отношения студентов к учебной информации или процессу обучения. Используются в основном для активизации традиционных форм занятий.

Виды игровых приемов и процедур
В зависимости от типа реализуемых преподавателем игровых отношений со слушателями выделяют открытые и закрытые игровые приемы[5].

Открытым считается прием, при применении которого преподаватель ставит перед слушателями именно ту педагогическую задачу, которую он на самом деле собирается решать.

Закрытым, когда условность, задаваемую приемом, ощущает только преподаватель, а слушатели работают «всерьез». Иными словами, когда преподаватель прибегает к манипуляции.

Возможно использование и полуоткрытых игровых приемов. В этом случае условность ситуации неявно подразумевается слушателями или вскрывается преподавателем сразу после проведения приема.

Характерными примерами игровых приемов выступают вопросы к аудитории, типа «Кто может ответить на такой вопрос….?», «Кто знает почему…..?», «Кто может мне возразить…?» (эти вопросы можно отнести к приемам открытого типа); «Я не помню, подскажите как….?», «Мне прислали несколько занимательных задач, я их еще не решал, давайте попробуем решить вместе?» (варианты манипуляции); «Кто не согласен с этим мнением?», мини дискуссии преподавателя с обучающимися, лекция вдвоем и другие.

Активность при использовании игровых приемов стимулируется личностными социальными и познавательными мотивами, естественным человеческим стремлением обучающихся к самореализации, самоутверждению[6].

«Игра-провокация» применяются без предупреждения, вызывают сильную эмоциональную реакцию аудитории. Но применение этого приема ограничено. Он не может применяться часто, а подряд только однократно.

«Игра-эксперимент или «игра-демонстрация» имеют очень большое значение в практике преподавания гуманитарных наук как вариант наглядного доказательства многих положений. При этом испытуемыми выступают слушатели, и такая демонстрация является весьма эффектной.

К этой категории относят такие игровые формы, имеющие дискретную продолжительность, как лекции с запланированными ошибками. В начале лекции преподаватель обращает внимание слушателей на то, что может допустить ошибки и просит их отслеживать и фиксировать. Если такое предупреждение не делается, а ошибки «предусмотрены», значит используется метод лекции-провокации. В конце занятия преподаватель опрашивает и отмечает наиболее внимательных слушателей. На лекции пресс- конференции преподаватель объявляет тему лекции и просит присутствующих задать ему вопросы в письменном виде. После чего он строит лекцию в соответствии с заданными вопросами и по ее ходу отвечает на них. Непродолжительный игровой момент — получение вопросов по теме лекции, также обеспечивает повышенное внимание слушателей, ожидающих ответа на свой вопрос.

Негативные.

  1. Система доносов. Преподаватели часто прибегают к системе «доносов»,для того, чтобы быть осведомленными в учебном и межличностном процессе групп.
  2. Система любимчиков. Некоторые студенты ставятся в привилегированное положение. Их освобождают от опроса материала, зачетов, некоторых заданий "за примерное поведение" .
  3. Состояние подвешенности. Трудных студентов держат в подвешенном состоянии, постоянно давая понять, что вопрос об их переводе на следующий курс «не решен».
  4. Унижение. Трудные студенты "платят" за свои грехи тем, что их регулярно выставляют на посмешище перед одногруппниками как выскочек, глупцов и неучей.
  5. Наказание оценками.
  6. Нелестные сравнения. Студентам можно систематически напоминать и делать акцент на успеваемости других групп и «выдающиеся» достижения студентов различного года выпуска.

Таким образом, манипуляции в системе преподаватель-студент дают несомненные результаты. Однако студенты теряют всякий интерес и самостоятельность в работе и поиске новых знаний. У них пропадает желание действовать без помощи готового материала и помощи со стороны преподавателя либо других источников. Проанализировав разные группы манипулятивного воздействия преподавателей по отношению к студентам можно заключить о необходимости совмещения данных воздействия для лостижения лучшего эффекта. Таким образом, предложенные ниже методические рекомендации-это сочетание как позитивных, так и негативных манипулятивных воздействий в эффективной интерпретации.

Методические рекомендации
На основании вышеизложенного материала были разработаны следующие общие методические рекомендации преподавателю:

  1. необходимо четко определить о чем вас спрашивают. Во время беседы преподаватели вместо того, чтобы слушать собеседника, обдумывают свои следующие слова. В преподавании подобная тенденция приводит к тому, что преподаватель рассказывает целую лекцию на тему, о который его никто не спрашивал.
  2. на некоторые вопросы необходимо дать более развернутый ответ. Есть предположение, что, получая ответ, задавший вопрос тотчас начинает понимать все, что понимает отвечавший. Семантики называют это ошибкой "совершенного общения". Поспешный ответ нередко ограничивает тот материал, который студенты могли бы по-настоящему усвоить в связи с заданным вопросом.
  3. на некоторые вопросы необходимо дать более развернутый ответ. Есть предположение, что, получая ответ, задавший вопрос тотчас начинает понимать все, что понимает отвечавший. Семантики называют это ошибкой "совершенного общения". Поспешный ответ нередко ограничивает тот материал, который студенты могли бы по-настоящему усвоить в связи с заданным вопросом.

Таким образом, анализируя феномен манипуляции можно заключить, что манипуляция – это целенаправленный стимул любой природы (звуки, слова, жесты, мимика, позы, картинки в журнале и рекламное объявление в газете), целью (манипуляция всегда преследует цель) которого является побуждение к появлению некоторой реакции. Существуют различные группы манипулятивного воздействия. Опираясь на которые преподаватели строят учебный процесс. Однако использование только одного вида манипулятивного воздействия не является эффективным в той мере как их сочетание. Обучение, которое бы способствовало актуализации учащихся, должно быть основано на интересе обеих сторон, - как студентов, так и преподавателей. Оно предполагает также грамотное отношение к вопросам аудитории и умение на них отвечать. Таким образом, предложенные нами рекомендации – это рациональный способ совмещения различных видов манипулятивного воздействия в системе преподаватель-студент.

Литература:

  1. Адлер Г. «Технология НЛП», С-П.: Питер, 2001 г.
  2. Вагин И. Г. «Психология зла», М.: Питер, 2001 г.
  3. Вагин И. Г. «Уроки психологической защиты», С-П.: Питер, 2001 г.
  4. В. Н. Кругликов, 1998
  5. Аллахвердов В. М., 1988
  6. Касаткин С. Н. «Мастер общения», С-П.: Питер, 2001 г.
  7. Из неопубликованного "Psychology of the Learning Process".
  8. "A Ministry in Need of New Rights", p. 85 в "The Young Americans"
  9. Ellis P. Torrance. "Guide Creative Talent", N.J., 1962.

Учреждение образования "Гродненский государственный медицинский университет"