English | Francais | Espanol | Arabic









БелМедПрепараты

Сайты
государственных органов






EAC TOP

РАЗВИТИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА МЕДВУЗА

Кафедра | История | Научная работа | Учебный процесс | Дистанционное обучение | Конференция (Konferencja) | Форум (Forum) | Статьи (Prace) | Результаты (Wyniki)

РАЗВИТИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА МЕДВУЗА

Шерешевец А.Г., студентка 2 курса лечебного факультета, УО «ГрГМУ» Король А.Д., д.п.н, доцент, зав.каф.психологии и педагогики УО «ГрГМУ» Кевляк-Домбровская Л.Э., преподаватель каф.психологии и педагогики УО «ГрГМУ»

Аннотация

Традиционная система образования, его содержание направлена на передачу опыта учащемуся с последующим усвоением и воспроизводством. Подобная передача имеет характер монолога, не учитывающая ученический компонент: цели, смыслы, личностные особенности ученика. Передается не опыт, а информация, которая отчуждена от ученика, подается ему в «готовом блюде» (законы, теоремы, постулаты и др.), а ученик не участвует в приготовлении этого «блюда». Это не способствует мотивации к обучению, развитию эвристических качеств личности: креативных, когнитивных, оргдеятельностных, определяющих компетентность к самоизменению в быстроизменчивом мире. Вместе с тем, личностный компонент образования, основанный на диалоге ученика с внешним миром, наполняет образование эвристическим смыслом, предоставляет возможность творческой самореализации учащегося.

Целью данного исследования является анализ эффективности развития эвристических качеств личности студента медвуза. Реализация форм и методов эвристического обучения для студентов всех факультетов осуществляется на основе дисциплины «Основы психологии и педагогики». Важными элементами содержания учебного процесса являются: 1) эвристическое задание, 2) телекоммуникации. Эвристическое задание, с одной стороны, «открыто», т.е. не имеет единого решения, с другой стороны, «опирается» на образовательный стандарт и программу по предмету. Телекоммуникации (с помощью веб-форумов кафедры) позволяют сравнить образовательные продукты учащихся, выступить каждому студенту в роли: а) организатора обсуждений; б) участника обсуждений, развить коммуникативные качества: умения ставить вопрос в учебном познании, доказывать и опровергать утверждения, вести диалог.

Диагностический этап эксперимента показал, что у студента возникают сложности при постановке: учебных целей (68%), вопросов (86%), анализа результатов деятельности (рефлексии) (57%), рецензии работы других студентов (86%). Использование элементов эвристического обучения позволило выявить прирост в когнитивных (47%), креативных (37%), оргдеятельностных (33%) качеств личности студента.

Tradycyjny system edukacji przekazuje zgromadzone doswiadczenie ludzkosci, a student nastepnie przyswaja i reprodukuje dana mu informacje. Proces ten ma charakter monologu, nie bioracego pod uwage takie czynniki jak cel, sens, cechy osobowosci uczacego sie. Jednakze, przekazywane jest nie doswiadczenie, lecz informacja oddalona od studenta i przedstawiona w "gotowym daniu" (prawa, twierdzenia, postulaty itp.), a uczen nie uczestniczy w przygotowaniu tego "posilku". Nie stwarza to powstawania motywacji do nauki i rozwoju heurystycznych cech osobowosci – tworczych, poznawczych, organizacyjnych – okreslajacych kompetencje wlasnej zmiany w szybko zmieniajacym sie swiecie. Z drugiej strony, element osobowosciowy strategii edukacyjnych, oparty na dialogu pomiedzy studentem a swiatem, nadaje ksztalceniu sens heurystyczny i stwarza mozliwosc samorealizacji tworczej ucznia.

Celem niniejszej pracy jest analiza skutecznosci rozwoju heurystycznych cech indywidualnych studentow uczelni medycznej. Realizacja form i metod heurystycznych nauczania dla studentow wszystkich kierunkow jest oparta na przedmiocie "Podstawy psychologii i pedagogiki." Waznymi elementami zawartosci procesu edukacyjnego sa: 1) zadania heurystyczne, 2) telekomunikacje. Zadanie heurystyczne, z jednej strony, "otwarte", czyli nie ma jedynego rozwiazania, natomiast, z drugiej strony, "opiera sie” o standardy edukacyjne i programy w tej dyscyplinie. Telekomunikacje (za posrednictwem forow internetowych katedry) pozwalaja porownac produkty edukacyjne studentow, aby kazdy student mogl zaprezentowac sie w roli: a) moderatora, b) uczestnika dyskusji, rozwinac komunikacyjne jakosci: zdolnosc do postawienia pytania w poznaniu akademickim, udowadnianie i zaprzeczanie stwierdzenia, prowadzenia dialogu.

Традиционное медицинское содержание образования основано на так называемой "передаче знаний". Студент – получатель информации, а потому объект – должен «знать и уметь» применять те знания и умения по образцу, которые ему передаются извне.

Подобная передача имеет характер монолога, не учитывающая ученический компонент: цели, смыслы, личностные особенности ученика. Передается не опыт, а информация, которая является «ничейной», а потому «чужой» для студента. Причем подается ему в «готовом блюде» (законы, теоремы, постулаты и др.), а учащийся не участвует в приготовлении этого «блюда» [1].

Почему выпускник Вуза сталкивается с проблемой – использовать знания на практике? Наверное, потому, что окружающая человека действительность более многообразная и быстроизменчивая, чем теория – в учебниках, ориентированных на передачу информации, всех потенциально возникающих случаев не раскроешь и не опишешь. Зачастую молодой врач не готов поступить нестандартно в нестандартной ситуации по причине того, что у него – еще вчерашнего выпускника ВУЗа – недостаточно развиты личностные качества, позволяющие ему эффективно выстраивать свой вначале образовательный, а, затем, и жизненный путь: познавательные, креативные, организационные.

Во время обучения студент в большинстве случаев не вовлечен в собственную учебную деятельность-проектировщика, исследователя: он не ставит цели, не отбирает методы исследования, мало анализирует результаты, то, что «работает на личность». Ориентация в обучении «идет» на получение «готовой» информации по предмету.

Приведем пример одного из многих высказываний студентов нашего вуза. «Традиционные лекции, в большинстве своем, дают нам сухой материал, грубо говоря, теорию без практики и элементарных примеров. А еще, если лекцию читают монотонным голосом, то не грех и поспать. Также постоянно пытаются впихнуть в этот несчастный час времени побольше заумных слов, которые порой даже не могут объяснить и отличники нашей учебы.

Что я хочу этим сказать? По-моему, пора отходить от традиционного монологичного образования, которое распространено повсеместно, и больше уделять времени практике, учиться использовать свои знания, а не просто пересказывать учебники на занятиях...Тогда становится понятным, что все-таки целью образования является не просто передать студенту ту базу знаний, которая есть, но и научить применять эту базу, что намного полезнее» (Гаряева Кристина, ЛФ, 2008/2009 уч.г.) [2].

Во-многом, неэффективность передачи информации определяется также и быстротой изменений в окружающем мире: мир «взаимосвязывается», усложняется, ускоряется. Система медицинского образования, как и любая другая, обеспечивающая социальную адаптацию человека, не успевают приспосабливаться к росту объемов информации, к изменению ее структуры и функций. Опора на стабильные по своей сути ориентиры, нацеленные на передачу и усвоение готового знания, не оставляет сегодня шансов выпускнику медицинского Вуза быть успешным и компетентным в быстро изменяющемся мире. Причина проста: скорость передачи систематизированной и упорядоченной информации значительно ниже скорости изменений в сфере медицинского знания.

Каков путь преодоления монологичности в образовании? Личностный компонент образования, основанный на диалоге ученика с внешним миром, наполняет образование эвристическим смыслом, предоставляет возможность творческой самореализации учащегося [3]. Тем самым, разрешает одну из основных задач сегодняшнего медицинского образования – не учить студента, а учить его учиться, индивидуализировать процесс обучения.

Индивидуализация в образовании – это не использование разных вариантов вопросов с требованием получения уже известных ответов учащихся на эти вопросы. Это процесс выстраивания каждым учащимся собственного образования в диалоге с культурно-историческим аналогом - достижениями человеческой культуры в данной области и конкретно теме занятия. Другими словами, выстраивание учащимся индвидуального образовательного пути - создание «своего» в диалоге с «чужим» [4].

Казалось бы, можно ли создавать «свое», когда уже имеется накопленная человечеством информация? Вопрос в том, можно ли считать, например, законы Менделя, Ньютона и др. «своими»? Очевидно, «нет», поскольку они общеизвестны, написаны несколько столетий назад и являются общим достоянием. Данные законы – информация, поданная в «готовом блюде». Информация не может быть «своим» продуктом, поскольку она отчуждена от человека (in-form – наполнить формой, сформировать, а не развить), она «ничейная» и является всеобщим достоянием. «Своим» может быть только то, что сделано человеком во взаимодействии с другими.

Как же данные законы сделать «своим»? Существует простая схема превращения «чужого» в «свое». Вначале мы изучаем объект (а не информацию) сами, создаем свой результат изучения объекта – образовательный продукт, а затем этот продукт сравниваем с «чужим». Тогда «чужое» «становится» «своим». Другими словами, сравнение – основа диалога - ключ к превращению «чужого» в «свое».

В эвристическом обучении учащийся познает на первом этапе область действительности, а не информацию о нем. Результатом подобного сравнения выступает субъективный образовательный продукт. Затем, на втором этапе, он сравнивает свой субъективный образовательный продукт с тем, что является достижением человеческого знания в данной области (конкретной темы занятия) – культурно-историческим аналогом. При этом (третий этап) образовательный продукт обобщается и выстраивается до обобщенного образовательного продукта [1].

В этот обобщенный продукт входит не только знания, умения, но и изменившиеся качества личности учащегося: когнитивные, креативные, организационно-деятельностные.

В этом случае содержание образования рассматривается не как набор информации для передачи учащемуся, а как образовательная среда, способная вызывать личностное образовательное движение студента и изменения эвристических качеств его личности: когнитивных, креативных, организационно-деятельностных, являющихся результатом образования. Содержание образования при этом делится на внешнее – среду, и внутреннее – создаваемое студентом при взаимодействии с внешней образовательной средой (А.В. Хуторской).

Предоставляемое ученику содержание (например, задания) является открытым, т. е. содержит множество возможных результатов. Так, открытые задания подразумевают не только опору на знаниевую часть, прописанную в стандарте, но и творческую самореализацию учащегося.

Целью настоящего исследования является анализ эффективности развития эвристических качеств личности студента медвуза. Реализация форм и методов эвристического обучения для студентов всех факультетов осуществляется на основе дисциплины «Основы психологии и педагогики» [5]. Важными элементами содержания учебного процесса являются: 1) эвристическое задание, 2) телекоммуникации.

Открытые задания способствуют развитию мотивации к обучению, поскольку содержат механизмы самореализации учащегося. В этом – залог построения студентом собственной индивидуализированной траектории в образовании.

Приведем примеры некоторых открытых заданий, составленных самими студентами.

Предмет: психология.
«Придумайте вопрос (фразу) при ответе на который наиболее четко проявятся особенности темперамента. Обоснуйте свой выбор» (Дагиль Ж.В., 3 курс, медико-диагностический факультет, 2008-2009 уч.гг.).

Предмет: неонатология.
«Представьте себя новорожденным ребенком. Опишите динамику Ваших чувств, что бы Вы хотели, чтобы Вам говорили окружающие и как бы за вами ухаживали, что вы при этом ощущали бы» (Царь Т.С, 3 курс,1 гр., медико-диагностический факультет, 2009-2010 уч.гг.).

Результат выполненного открытого задания для каждого студента будет свой собственный, уникальный. Студент, выполнив подобное задание, создает свой субъективный продукт.

Далее этот продукт нуждается в сравнении с другими результатами выполненных заданий, нуждается в обобщении. Подобную возможность – демонстрации и сравнения продуктов учащихся, обеспечивают горизонтальные диалоги «студент-студент», студент-преподаватель». В особенности, этому способствуют телекоммуникации, обладающие рядом преимуществ: временной, количественный (количество студентов, принимающие участие в дискуссии практически нелимитирован).

Телекоммуникации (с помощью веб-форумов кафедры) позволяют сравнить образовательные продукты учащихся, выступить каждому студенту в роли: а) организатора обсуждений; б) участника обсуждений, развить коммуникативные качества: умения ставить вопрос в учебном познании, доказывать и опровергать утверждения, вести диалог [6].

В ходе первого этапа эксперимента по анализу уровня сформированности эвристических качеств личности студента медвуза оценивалась образовательная продукция студентов на занятиях. А именно: результаты выполненных ими эвристических заданий, изменения в уровне сформированности эвристических качеств личности студента (образовательный продукт), а также коммуникативный продукт студента – его умения ставить вопрос в учебном познании, отстаивать свою точку зрения, доказывать и опровергать утверждения, организовывать дискуссии и вести диалог.

Диагностический этап эксперимента показал низкий уровень сформированности оргдеятельнстных качеств студентов всех факультетов. Следует особо отметить сложность для студента постановки: целей, вопросов, анализа результатов деятельности (рефлексии), рецензии работы других студентов.

Принцип образовательной рефлексии основных субъектов учебного процесса (ученик, учитель) – один из важнейших принципов эвристического обучения, который подвергается оцениванию наряду с другой образовательной продукцией. Приведем некоторые результаты анализа образовательных рефлексий студентов 1 курса (по истечении семестра).

В качестве трудности при использовании технологии эвристического обучения студенты отметили:

  • Трудность задавать вопрос (89 %)
  • Стереотипность мышления (93%)
  • Зубрежка (97%)
  • Боязнь показаться глупым и некомпетентным (97%)
  • Пассивность, лень (54%)
  • Диагностический этап эксперимента показал, что у студента возникают сложности при постановке: учебных целей (68%), вопросов (86%), анализа результатов деятельности (рефлексии) (57%), рецензии работы других студентов (86%).

Таким образом, одним из основных выводов первого года эксперимента является тот факт, что первокурсник не приучен к организации своей учебной деятельности.

Об отсутствии целостной системы использования форм и методов эвристического обучения свидетельствуют результаты анкетирования студентов первого и третьего курса с целью оценить уровень сформированности эвристических качеств личности стулдента в медвузе. Приведем некоторые результаты анкетирования.

Как часто на занятиях используются групповые и коллективные занятия?

Рис.1.

Примечания:
1.Постоянно
2.Часто
3.Иногда
4.Редко
5.Никогда

Как часто на занятиях используется самостоятельная исследовательская деятельность студента, которая предполагает учёт его индивидуальных особенностей?

Рис.2.

Примечания:
1.Постоянно
2.Довольно часто
3.Иногда
4.Редко
5.Никогда

Каков % вопросов, задаваемых самим преподавателем на занятии, и % вопросов, задаваемых самими студентами?

Рис.3.

Примечания:
1.Вопросы задают исключительно преподаватели.
2.В основном спрашивает преподаватель, но иногда и у студентов возникают вопросы.
3.50:50
4.В основном спрашивают ученики.

Использование элементов эвристического обучения позволило выявить прирост в когнитивных (47%), креативных (37%), оргдеятельностных (33%) качеств личности студента.

Прежде всего, следует отметить эффективность формирования оргдеятельностных качеств студента.

«Благодаря вам я научилась высыпаться ночью, поскольку знала, что когда учить».

«Осознание того, что то, что делает человек сегодня, влияет на его будущее».

Так, систематическое – в течение семестра – выполнение эвристических заданий, имеющих коммуникативную направленность (предназначены для выполнения в форуме) позволило:

  • Существенно отбросить страх перед высказыванием своей точки зрения (86%).
  • Научиться признавать важность чужого мнения (47%)
  • Повышение степени творческой самореализации студентов (68%)
  • Лучшее узнавание одногруппников, самих себя (57%)
  • Повышалась мотивация к изучению темы в дополнительное время, побуждало читать литературу не только по предмету, но и по другим предметам (27%).«Удивило то, что эвристическое обучение требует большой объем самостоятельной работы самого студента. Это нравится».

Приведем ответы студентов на «форумный» вопрос вышеупомянутой анкеты.

В чём образовательный эффект, на Ваш взгляд, от использования Форума в учебном процессе?

Рис.4.

Примечания:
1.Вызывает перегрузку студентов, например, они тратят на выполнение заданий в форуме больше времени.
2.Повышает продуктивность занятий из-за возможности организации на нём обсуждений, дискуссий, постановки вопросов (коммуникативный продукт студента), возможность самореализации
3.Снимает ряд барьеров в общении, вызывает раскрепощённость в выражении своего мнения.
4.Другое

Наибольший интерес у студентов (на основе анализа рефлексий) вызвали:

  • Групповые формы занятий
  • Составление плана занятий (оргдеятельностные качества)
  • Составление эвристических заданий.

Данный факт также свидетельствует о повышенной мотивации к изучению содержания предметов первокурсниками, а также позволяет говорить об эффективности технологий креативного и продуктивного обучения в адаптации студента-первокурсника в насыщенном информацией учебном процессе.

Отметим также раскрытие эвристических личностных качеств студента-первокурсника, прежде всего креативных, и оргдеятельностных.

Приведем ряд рефлексивных высказываний студентов, отражающих полученные результаты педагогического эксперимента.

«Главное, что я поняла, это то что, неважно, будешь ли ты применять знания на практике или нет, главное, что с помощью этих наук ты начинаешь преобразовывать себя» (Прокопович Е., 5 гр.).

«Когда я увидела в расписании предмет «Основы психологи и педагогики» - моему удивлению не было предела. Зачем нам в медицинском ВУЗе педагогика? Но с каждой лекцией мой интерес возрастал. Я узнала, как организовывать свой учебный процесс, как правильно распределять время, как с интересом выучить определённый предмет». (Баланюк Е., 6 гр.)

«По окончании курса педагогики я задумался: «А правильно ли я использую свои возможности? Хочу ли я быть таким же, как все или быть индивидуальным?»

«Как и все, я сделал свой маленький вывод: если хочешь добиться успеха, необходимо не только знать, что ты делаешь, но и понимать и осмысливать это. (Михалькевич Е., 21 гр.).

«Мало кто из нас задумывался раньше о том, как нас учат. Наше обучение: как нам привили, так и привыкли. А оказывается…. Я рада, что узнала об этом. Спасибо». (Кулагина М., 21гр.)

«При изучении курса «Педагогики» у меня возникло много вопросов, а один терзает до сих пор. Что было бы со мной и какой была бы я, если бы меня учили не по стандартной системе? А ещё дисциплина дала мне уверенность в том, что я справлюсь со всеми трудностями, которые встретятся у меня на пути» (Мазяр И., 6 гр.).

«Научилась видеть в окружающих их достоинства, «изюминки». То, чем они отличаются от других. Первый семестр для студентов - это что-то запредельное: вечно куда-то нужно бежать, времени не хватает, спать хочется… А этот предмет помог мне адаптироваться к изменившимся условиям, посмотреть на всё с другой стороны» (Губейко Е., 23 гр.).

«Оказывается, при помощи эвристических методов можно намного лучше понять тему и она дольше останется в памяти. Давайте же использовать это!» (Пироговская О.,15гр.)

Литература

  1. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: Издательство МГУ, 2003. – 162с.
  2. Хуторской, А.В. Эвристика и телекоммуникации в медвузе / учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / А.В. Хуторской, А.Д. Король – Гродно : ГрГМУ, 2010. – 130 с.
  3. Король, А.Д. Диалог в образовании: эвристический аспект. Научное издание [Текст] / А.Д.Король. – М. : ЦДО «Эйдос», Иваново : Издательский центр «Юнона», 2009. – 260 с.
  4. Хуторской, А.В. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект) [Текст] / А.В. Хуторской, А.Д. Король // Вопросы философии. – 2008. – № 4. – С. 109-114.
  5. Хуторской, А. В. Эвристический практикум по основам педагогики : учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов, для студентов медико-диагностического факультета специальности: медико-диагностическое дело, сестринское дело / А.В. Хуторской, А.Д. Король – Гродно : ГрГМУ, 2009. – 184 с.
  6. Интернет-уроки. Поурочные разработки участников Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года» / под ред. А.В. Хуторского, А.Д.Короля – М.: ЦДО «Эйдос», 2010. – 152 с. (Серия «Интернет в обучении»).

Учреждение образования "Гродненский государственный медицинский университет"