English | Francais | Espanol | Arabic









БелМедПрепараты

Сайты
государственных органов






EAC TOP

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кафедра | История | Научная работа | Учебный процесс | Дистанционное обучение | Конференция (Konferencja) | Форум (Forum) | Статьи (Prace) | Результаты (Wyniki)

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Копачель А.В.
УО «ГРГМУ», Гродно, РБ

Проблема эмоционального благополучия современной личности рассмотрена в психологии опосредованно и в целом остается малоизученной. Некоторые ее аспекты являются недостаточно обоснованными и требуют наиболее глубокого проникновения в психологическую сущность данного явления. В науке еще не сложилась единая, общепринятая концептуальная позиция относительно эмоционального благополучия, как отдельной области психологического знания. Исследователи, как правило, не употребляют термин «эмоциональное благополучие», а используют его синонимы, такие как «положительный нервно – психический тон» удовольствие - радость «счастье» и т.п. Кроме того, не выявлены и не систематизированы психологические приемы и средства, направленные на формирование положительного эмоционального фона. Фрагментарно освещены вопросы взаимовлияния эмоционального благополучия, психологических условий, средств, приемов, методов и индивидуально-типологических особенностей личности. Мало изученым в современной психологии является исследование межличностных отношений в семье как фактора, который определяет эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста. Проблема нашего исследования заключается в том, что эмоциональное благополучие играет решающую роль в психическом развитии личности ребенка дошкольного возраста. Отсюда является важным установить, что некие межличностные отношения связаны с эмоциональным неблагополучием ребенка.

Объект исследования: тревожность у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние межличностных отношений в семье на развитие тревожности у детей дошкольного возраста.

Цель: выявить влияние межличностных отношений в семье на уровень тревожности у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: межличностные отношения в семье влияют на развитие тревожности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ психологической и педагогической литературы с целью формирования концептуальных основ эмпирического исследования.
  2. Определить уровень тревожности у детей дошкольного возраста в благополучных и неблагополучных семьях.
  3. Выявить особенности межличностных отношений в благополучных и неблагополучных семьях.
  4. Выявить влияние межличностных отношений в семье на уровень тревожности у детей дошкольного возраста.

Данная тема весьма актуальна в современном обществе, так как с каждым годом увеличивается количество эмоциональных (отчужденность, эгоизм) и поведенческих (агрессивность в поведении, жестокость и пр.) расстройств у детей. Значительная часть личностных характеристик, моделей поведения и прочего закладываются именно в дошкольном возрасте. Семья, как известно, первый институт социализации на жизненном пути ребенка, и межличностные отношения в ней в наибольшей степени влияют на поведение, мировоззрение и самосознание ребенка. Исходя из вышеизложенной информации, можно установить важность влияния межличностных отношений в семье на развитие ребенка, а так же необходимость более подробно изучения этого вопроса.

Межличностные отношения в социологически ориентированных исследованиях рассматриваются как избирательное предпочтение одних детей перед другими. Сверстник в этих отношениях является предметом эмоциональной и деловой оценки. Любые межличностные отношения ведут к интеракции сторон, т.е. любые отношения ведут к определенному влиянию сторон друг на друга, в том числе на поведение. Главной особенностью интерактивной стороны в детстве является просоциальность, направленность поведения ребенка в пользу другого. Ограничивать межличностные отношения только поведением было бы ошибкой, значительная часть отношений - это перцептивная сторона. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именноотношение к другим является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека, а впоследствии и его поведения. Как говорилось выше, семья главная сфера общения ребенка дошкольного возраста, но не единственная. Существуют еще две сферы – педагоги детского сада и сверстники. При общении в семье ребенок осваивает формы и содержание общения,модели поведения, ценности, которые затем переносятся в дошкольное учреждение и применяются там и к взрослому, и к сверстнику. Уже в системе семейных отношений выделяются две стороны значимого взаимодействия: деловая и эмоционально-личностная. Эти же стороны оказываются существенными при взаимодействии с педагогом, но особую важность они приобретают при общении со сверстниками. Если у ребенка отсутствуют достижения в обеих сторонах, то он оказывается непринятым в детское сообщество. Но если хотя бы одна из этих сторон достаточно развита, то ребенок может войти в устойчивое объединение со сверстниками либо в логике объективных игровых отношений, либо в логике эмоционально-личностных симпатий. Достаточно традиционно психическое и личностное развитие ребенка принято рассматривать как результат присвоения культурного опыта в создаваемой взрослым особой социальной ситуации развития. При этом взрослый выстраивает систему требований, обязанностей и прав, а ребенок определенным образом на них реагирует и приобретает социальный опыт и делает шаг в своем развитии. В ходе личностного развития у ребенка появляются новые качества, которые приводят к изменению его отношения к созданной ситуации. При этом имеет место биполярность отношений к ситуации со стороны взрослого и ребенка: в то время как взрослый на правах «созидателя» старается ситуацию удержать, ребенок пытается выйти за ее пределы в силу того, что он перманентно развивается. Межличностные отношения дошкольников очень сложны, противоречивы, нередко с трудом интерпретируются. Они не лежат на поверхности (подобно ролевым и деловым) и своеобразно проявляются в общении и поведении детей, требуя специальных методик для обнаружения. Межличностные отношения наиболее «доступны» для анализа во время игр детей. Игра дошкольников является многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные. Они тесно переплетаются и, будучи очень эмоционально насыщенными, у детей дошкольного возраста, зачастую "врываются в игру". Благодаря особой эмоциональной насыщенности межличностные отношения очень устойчивы и гораздо более других "привязаны" к самой личности ребенка, если потребность ребенка в общении или в совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, то она ничем не компенсируется в дошкольном возрасте, вызывая у ребенка тяжелые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия. Блокирование потребности, как правило, искажает личностное развитие ребенка, с одной стороны, способствует появлению нежелательных черт поведения: неуверенности в себе, недоверчивости к сверстникам, обидчивости, грубости, вплоть до элементов агрессивного поведения, с другой - отрицательно сказывается на деятельности ребенка, резко снижая его активность на занятиях при объективном владении им необходимыми знаниями. Отношения детей со сверстниками играют важную роль в личностном развитии, но более значимы отношения ребенка и взрослых членов семьи, так как именно они репрезентируют ребенку систему общественных ценностей и норм. Для поддержания «морали послушания» взрослые склонны устанавливать в рамках конкретных семей особые системы запретов, которые могут быть категоризированы в четыре блока правил:

  1. имеющие отношение к вещам (например, не трогать какие-то вещи);
  2. имеющие отношение к безопасности ребенка (например, не брать острые предметы, не открывать дверь);
  3. имеющие отношение к «покою» взрослых (например, не кричать, не шуметь, когда родители отдыхают);
  4. имеющие отношение к морально-нравственным нормам (например, не разговаривать грубо).

Эта система норм структурирует жизненное пространство ребенка, выделяет для него наиболее значимых конкретных людей, по отношению к которым и устанавливаются отдельные запреты. Семья является главным фактором, влияющим на развитие ребенка, но она также влияет и на формировании непосильного нервно - психического напряжения личности. Это происходит несколькими способами: создавая для индивида ситуации постоянного психологического давления, трудного и даже безвыходного положения; создавая препятствия для проявления членами семьи определенных чрезвычайно важных для них чувств, для удовлетворения существенных потребностей. Вследствие психического напряжения возникают чувства фрустрации, раздражения, агрессии. Конечно внутренний конфликт, который развивается у ребенка, накладывает отпечаток на его поведение.

По результатам исследований М. В. Зиновьевой, которая провела работу по изучению взаимосвязи родительского отношения и ненормативного поведения детей дошкольного возраста, были выделены следующие варианты ненормативного поведения ребенка:

  1. Ненормативное поведение ребенка играет роль психологической защиты для родителей. В этом варианте ребенок защищает родителя от каких-то неприемлемых для родителя переживаний, и он может переключиться с них на попытки «исправить» ребенка. Очевидно, что, чем больше родитель «старается» в этом направлении, тем больше закрепляется ненормативность поведения ребенка.
  2. Ненормативное поведение ребенка подтверждает мировоззренческую позицию семьи. В этом случае ребенок на языке поступков выражает отношение семьи к окружающему миру.
  3. Ненормативное поведение ребенка является попыткой справиться с проекцией негативных качеств членов семьи на ребенка. В этом случае члены семьи, чаще всего родители, узнают в ребенке те качества, черты характера, которые изначально еще до рождения ребенка принадлежали кому-то из членов семьи, чаще всего это отверженный член семьи. Иногда же родители проецируют свои собственные негативные черты.
  4. Ненормативное поведение является поводом для общения отчужденных друг от друга членов семьи. Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество. Подводя итог по данному материалу, важно сделать акцент на внутренней позиции ребенка, формируемой вследствие тех или иных стилей воспитания [17 ].

Ребенок, живя в семье, накапливает большой опыт межличностных отношений. Он воспринимает, правильно или искаженно, как родители относятся к нему – избегают его, недовольны им, признают его автономность или ущемляют ее, доброжелательно относятся к нему или нет. В ходе осмысления отношения родителей к нему, ребенок выстраивает и свое стратегию поведения и отношения, возникает обратная связь. На основе этого складывается внутренняя позиция ребенка по отношению к родителям и к себе:

1«Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое».Теряя чувство собственной значимости, ребенок стремится отгородиться от всего: от людей, от новых, казалось бы, интересных занятий. В глубине души ребенок надеется, что родители услышат его, увидят бурлящий котел его чувств и начнут любить его, заботиться о нем. Детская «месть» часто имеет скрытое содержание – «посмотрите как мне плохо». Это крик о помощи, обращенный к родителям

2 «Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам». Семьи, в которых ребенок может ощущать свою «нелюбимость» внешне очень разнообразные. В одних семьях уделяется очень много внимания, а в других дети явно педагогически запущены. Это говорит о том, что самочувствие ребенка в среде близких ему людей зависит не от видимых особенностей жизни семьи, а от более глубоких, психологических ее особенностей.

3«Я нужен и любим, а вы существуете ради меня». Эта позиция возникает в семьях с преобладающим культом ребенка, в которых все дела и заботы сосредоточены вокруг маленького идола.

4«Я нужен и любим, и я люблю вас тоже». Внешне родительским отношениям, как правило, характерны такие три особенности: общий положительный эмоциональный фон взаимодействия. Признание автономности, своеобразности личности ребенка, его права на выбор. Признавая права ребенка, родители в то же время не забывают о своих желаниях и устремлениях, стремятся реализовать собственные жизненные планы.

Личность ребенка формируется под влиянием родительских отношений. Основными факторами, которые оказывают влияние на воспитание и ухудшают взаимодействие между родителями и детьми являются следующие:

1.Проекция личностных проблем родителей на отношения. Это проработка собственных проблем на отношениях с ребенком. Это развивает в ребенке нежелательные черты личности, конфликтное поведение в обществе и семье, непринятие родительской точки зрения, демонстративность. 2.Односторонний характер воспитания. Как правило, это перекос в воспитании одного из родителей. Отсутствие одного из родителей нарушает выработку навыков поведения, адекватного полу. 3.Инверсия воспитательных ролей. Это переход, замена прямых поло-ролевых позиций другими. Например, бабушки играет роль отца, или мать играет роль отца, а бабушки – матери.4. Конфликтный характер воспитания. Под этим подразумевается непоследовательность в применении родителями воспитательных воздействий, и как следствие этого – повышенная конфликтность с детьми, жесткое подавление индивидуальности детей. 5.Преобладание рационального аспекта в воспитании. Дети с такими родителями лишены детства. Множественные нотации, нравоучения блокируют спонтанность детей. У таких детей отмечается недостаток воображения, ритуализация в поведении, формализм, сухость. 6.Отношение к детям, как к взрослым. Несоответствие между актуальным развитием ребенка и предъявляемыми требованиями взрослого ломают психику ребенка, делая его слабым, неприспособленным, повышенной чувствительностью к обиде. 7. Недостаточное внимание к половым аспектам в формировании личности детей. Этот фактор нарушает развитие принадлежности у ребенка к своему полу (половую идентификацию). «Он еще маленький», «Все дети узнают об этом от других детей» и т.д. 8.Заданность воспитания. Схемы, таблицы, графики, измерения, сличение с нормой притупляют у ребенка ощущение своей неповторимости, значимости своей личности. При таком воспитании происходит стирание индивидуальности. 9.Недостаток индивидуализации в подходе к детям. Родительская принципиальность в воспитании ребенка впихивает его в узкие рамки, часто не соответствующие его особенностям. Это затрудняет индивидуализацию ребенка. 10. Разрыв между словом и делом. Перманентное невыполнение данных обязательств порождает обиду в душе ребенка, плюс к этому, ребенок сам усваивает такое отношение к действительности, становясь необязательным. 11. Дефицит душевной щедрости. Ребенку сложно получить в полной мере тепло и душевную родительскую ласку. Дети при таком воспитании чувствуют себя незащищенными, постоянно чувствуя угрозу, исходящую из внешнего мира. Вырастая, эти дети и сами не могут выразить свои эмоции по отношению к другим людям, и образуют семьи, в которых эмоциональные связи слабые, отсутствует поддержка со стороны других домочадцев. 12.Непринятие своеобразия детей. Это отношение спровоцировано внутренним, часто неосознаваемым непринятием себя, своей значимости. На поведенческом уровне это проявляется постоянными окриками, жестоким обращением с детьми, раздражительностью и т.д. 13.Негибкость в воспитании. Часто отмечается тенденция к подавлению ребенка. Свое мнение они считают более верным, принижая достоинство ребенка. Другими словами, они возвышаются в своих глазах за счет ребенка. «Детей надо воспитывать в строгости, не меняя тактики поведения, иначе он разбалуется». 14.Несогласованность в воспитании между родителями. Опять же, противоречие вызывается разными установками и традициями воспитания, которые вынесли супруги из собственной жизни. Их влияние часто порождает затяжные конфликты между ними. 15.Недоверие. Этот фактор тормозит развитие творческих способностей ребенка, угнетает веру в себя. Родители с таким подходом в воспитании изначально оценивают детей хуже, чем они есть на самом деле, не воспринимая их способности и удачи. 16.Недостаточная отзывчивость. Родители плохо выражают эмоции, хотя они у них есть. Другим источником эмоциональной заторможенности родителей может быть депрессивное состояние, которое они испытывают. И на фоне этого происходит общее снижение эмоциональной чувствительности.

Нарушение детско - родительских отношений в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, они порой строят свои отношения с ребёнком не осознавая, что они просто копируют модель воспитания их собственных родителей.

Эмпирическая часть исследования проводилась на базе детского сада №25 в г. Гродно и детского сада № 6 г. Шучина. Выборку исследования стали 60 детей дошкольного возраста (4-6 лет) из полных и неполных семей, посещающих данные дошкольные учреждения и 60 родителей исследуемых детей. Для реализации поставленных в исследовании задач нами использовались следующие методики: адаптированный вариант методики карты наблюдений Дж. Стотта и тест-опросник родительских отношений (ОРО).

Проведенное нами эмпирическое исследование позволяет нам сделать следующие выводы: в детском саду среди детей дошкольного возраста 40 % составили дети с эмоциональным неблагополучием. Детско-родительские отношения в семьях эмоционально благополучных и эмоционально-неблагополучных содержательно отличаются по степени отвержения, симбиозу, гиперсоциализации, инфантилизации. Различий по социальной желательности не было установлено. Стиль детско-родительских отношений тесно коррелируется показателями эмоционального благополучия.

По мере взросления ребенка, проблемы, связанные с неправильным воспитанием в семье, рано или поздно, перерастают из частных, внутрисемейных, в проблемы общественные, поскольку общество состоит из конкретных людей, которые в своей массе составляют его "лицо". Чем больше среди нас воспитанных, здоровых, трудолюбивых, самостоятельных людей, тем выше потенциал, уровень культуры и пр. Проблемы семейного воспитания многоплановы и разнообразны. Нарушение функций семьи, воспитания, неоптимальный стиль общения и взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным тенденциям при психическом развитии детей. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.

Литература

  1. Вилюнас В. Психология эмоций. - Спб.: Питер, 2004.- С. 496.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М: ЧеРо: Творческий центр «Сфера», 2010. – С.172 .
  3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребёнка». - СПб., 2000. С.448.
  4. Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей // Психологическая наука и образование. 2001. № 1.С.19-24
  5. Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. - М., 1986. С. 324.

Учреждение образования "Гродненский государственный медицинский университет"