English | Francais | Espanol | Arabic









БелМедПрепараты

Сайты
государственных органов






EAC TOP

Медико-диагностический факультет

Эмблема | Деканат | История | Информация о факультете | Студенческая жизнь

История

История организации сестринского дела в РФ (скачать)

История организации сестринского дела в РБ (скачать)

История организации медико-диагностического факультета

Согласно приказу Министерства здравоохранения БССР № 92 от 23 мая 1991 г. в Гродненском государственном медицинском институте начата подготовка медицинских сестер на условиях целевого приема (план набора – 30 человек). На открывшееся отделение вуза зачислялись лица, имевшие средне-специальное медицинское образование. Обязательных требований к наличию профессионального стажа не предъявлялось. В основу рабочего учебного плана был положен сокращенный вариант учебного плана лечебного факультета. Некоторые кафедры относились к отделению как микролечебному факультету, видя только количественные различия в учебных часах. В дипломе делалась запись о специальности «сестринское дело», квалификации «организатор и преподаватель сестринского дела, медсестра с высшим образованием», что не было подкреплено соответствующими нормативными документами. Несмотря на принятие ряда приказов МЗ РБ (№ 59 от 6 апреля 1993 г., дополнение к нему № 55 от 27 апреля 1995 г., дополнение к первому № 8 от 12 января 1996 г.) о должностях, которые могут занимать медицинские сестры с высшим образованием, их профессиональный статус окончательно не был оговорен. Диплом содержал вкладыш с перечнем должностей, который был утвержден ректором вуза. Функции руководства отделением медицинских сестер с высшим образованием первоначально выполняли деканы других факультетов, в частности – педиатрического, а именно: 1991-1997 гг. – М.М.Пяткевич, 1997 г. – Г.Г.Мармыш, 1998 г. – К.У.Вильчук.

В 1998 г. вузом начата разработка образовательного стандарта первого поколения по специальности «сестринское дело» (введена в 2000г.). Утвержден типовой учебный план (приказ Министерства образования РБ № ТД-472-тип от 4 мая 1998 г.), типовые учебные программы (1999). В последующем к моменту переаттестации университета (2005) действовали уже, пересмотренные и утвержденные, типовые учебные планы и учебные программы (2003). Изменилось отношение кафедр к учебно-методической работе. Учебно-методические пособия приобрели качественные содержательные отличия от таковых для других факультетов. Ряд учебных пособий получили гриф (рекомендацию) Министерства образования Республики Беларусь. В 2000 г. организован факультет медицинских сестер с высшим образованием (1998-2000 гг. руководитель отделения, 2000-2004 гг. – декан К.М. Иодковский, с 2005 г. – декан Е.М. Тищенко). Сформирован его Совет, учебно-методическая комиссия и Совет студенческого самоуправления. В Совет студенческого самоуправления входят старосты академических групп. В начале XXI века стала традицией организация и проведение дней факультета, посвященных Международному празднику медицинской сестры (12 мая). Студенты создали и обновляют web-страницу факультета сайта университета, участвуют в Internet-конференциях, устраивают демонстрации мультимедийных презентаций, выявляют факторы риска акциями за здоровый образ жизни, оказывают благотворительную помощь дому-интернату для слабовидящих детей, выступают в спортивных соревнованиях, конкурсах «Мисс университета», «Мистер университета», «А ну-ка, девушки», концертных программах, КВН.

Диплом содержит запись о подготовке по специальности «сестринское дело» с присвоением квалификации «медицинская сестра с высшим образованием». Принят приказ Министерства здравоохранения РБ № 231 от 18 октября 2004 г. «О перечне специальностей и квалификаций высшего и среднего специального образования, которые дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Республике Беларусь», определивший перечень должностей, которые могут занимать и выпускники факультета.

В 1995 г. после четырехлетнего обучения состоялся первый выпуск дневной формы (27 медсестер, из которых 3 получили диплом с отличием). В 1999 г. и 2000 г. набора на дневную форму обучения не было, поэтому не было и выпускников в 2003 г. и в 2004 г.

Всего за 1995-2010 гг. на дневной форме обучения подготовлено 318 выпускников (из них каждый шестой получил диплом с отличием). Министерство здравоохранения РБ, как государственный заказчик подготовки медицинских кадров, определяло численность набора, соответственно, и выпуска. В 1995-1999 гг. ежегодно, в среднем, выпускалось 25 специалистов, а в 2000-2006 гг. – 13. В 2004 г. и 2005 г. набор превысил 30, в 2006 г. – 60 человек. В эти числа включены места и по бюджету, и на платной основе (20-30% от бюджетных мест). В 2008–2009гг. план набора включал уже только 20 бюджетных мест и 10 – на основе договора, в 2010г. – 15 только на платной основе.

Выпускники распределялись по всей Республике Беларусь, и даже уезжали в Российскую Федерацию (1995-2000 гг. – 1,8%). Однако, в 1995-2005 гг. первое место занимает г. Гродно (26,5%), второе – Брестская область (19,2%), третье – Минская область (10,2%). В 2006-2007 гг. Брестская область уже занимает первое место (34,9%), а второе и третье места делят Гродненская и Минская области (по 25,6%). Из 43 выпускников 2006-2007 гг. только один направлен в Могилевскую область. Притом, что за 1995-2005 гг. в Витебскую, Гомельскую и Могилевскую область распределен каждый четвертый выпускник (25,4%). В 2008 г. распределение двенадцатого выпуска составило: 36% – Гродненская, 27,8% – Брестская, 25% – Минская, по 5,6% – Могилевская и Гомельская области. В 2009г. абсолютное число распределенных в Гродненскую, Брестскую и Минскую области одинаково (по10), а в другие области – единичное (Могилевская – 2, Витебская – 1). В 2010г. в Гродненскую область распределено – 23, Минскую – 12, Брестскую – 10, Могилевскую – 6, Витебскую – 4, Гомельскую – 2 выпускника.

В 1995-1999 гг. значительная часть (40,3%) выпускников распределялась в распоряжение органов здравоохранения и главных врачей, что обезличивало характер распределения, не давало социальной защищенности молодым специалистам, отражало неопределенный статус выпускников. Каждый пятый выпускник (19,4%) направлялся на должности медсестер, которые они имели право занимать и без высшего образования. В этом кроется одна из главных причин проблем подготовки и использования медицинских сестер с высшим образованием. Только 17,8% (третье место) выпускников распределялось на должности главных и старших медсестер. Каждый десятый молодой специалист (10,9%) направлялся на должность врача-лаборанта, а каждый пятнадцатый (6,2%) – преподавателем училища. Выпускники распределялись и в медицинские вузы, но только на должности лаборантов кафедр или методистов (2,3%).

В 2000-2005 гг. в связи с определением каждому выпускнику первого места работы уменьшается распределение в распоряжение органов здравоохранения и главных врачей (18,9%). Однако не получает развития распределение на должности главных и старших медсестер (16,9%). Притом, что почти половина молодых специалистов (47,2%) распределялись на должности врачей-лаборантов. Каждый шестой выпускник (17%) направлялся на работу преподавателем медучилища.

На наш взгляд, весьма перспективно использование медицинских сестер с высшим образованием на должностях преподавателей медицинских колледжей. Ибо, выдерживается общемировой рекомендательный принцип «медицинских сестер учат медицинские сестры». Медицинские колледжи испытывают потребность в преподавательских кадрах (ежегодно 40-60). Врачи «неохотно» занимают эти должности. Действующие нормативные документы Министерства здравоохранения РБ позволяют трудоустраивать медицинских сестер с высшим образованием на должности преподавателей медицинских колледжей с преподаванием специальных дисциплин. В связи с чем, потребность в преподавателях по дисциплинам хирургия, терапия, педиатрия, акушерство и гинекология и т.п. следует рассматривать совокупно, а не только по строке сестринское дело, как потребность в медицинских сестрах с высшим образованием. К тому же эти должности не могут занимать медицинские сестры со средне-специальным образованием.

В 2006-2007 гг. сохраняется тенденция распределения выпускников на должности врачей-лаборантов (83,7%). Первые выпускники направляются на должности преподавателей теоретических кафедр медуниверситета. Организации здравоохранения заявляют о единичных вакантных должностях по организации сестринского дела. В 2008 г. (36 медсестер из них 3- с отличием) каждый второй выпускник распределен преподавателем медколледжа, столько же – на должность врача-лаборанта.

В 2009г. 14 из 33 (2 – с отличием) распределены на должность врача-лаборанта диагностики, 16 – преподавателей медицинского колледжа, 3-преподавателей стажеров медицинского университета. В 2010г. 33 из 57 (4 – с отличием) выпускников распределены на должность врача-лаборанта диагностики, 16 – преподавателей медицинского колледжа, 6 – преподавателей-стажеров медицинского университета, 2 –на должность помощника врача (впервые) в поликлинике. Всего в УО Гродненский государственный медицинский университет» работает 13 выпускников специальности «сестринское дело». 4 выпускника защитили кандидатские диссертации, 2 присвоено звание доцента. В 2010г. впервые три выпускницы рекомендованы для поступления в магистратуру. К сожалению, выпускники имеют право выполнения диссертационных работ по специальностям и отрасли биологических, а не медицинских наук. Так занимая управленческие должности главных и старших медсестер, они не могут выполнять диссертации по специальности общественное здоровье и здравоохранение.

Согласно действующей нормативной документации, оплата труда производится по должности (должностного оклада), без учета образования. В связи с чем заработная плата медицинских сестер с высшим образованием не отличается от таковой у медицинских сестер со средне-специальным образованием, занимающих такую же должность. Кроме того, лица, обучающиеся на дневной форме и не совмещающие учебу с работой, теряют время начисления стажа, а, значит, отодвигается срок сдачи на квалификационную категорию. Предложения вуза о более высокой оплате труда медсестер с высшим образованием (более высокий тарификационный оклад, индивидуальные надбавки) не нашли поддержки. Точно так же, как и рекомендации о введении квалификационных категорий исключительно для медсестер с высшим образованием.

Система повышения квалификации также ориентирована на должности и не учитывает наличие высшего медицинского образования. Медсестры с высшим образованием проходят те же циклы, что и медсестры со средне-специальным образованием. Исключением явились два цикла, проведенные (2005, 2006) Гродненским медуниверситетом на договорной основе с Общественным объединением средних медицинских работников Гродненской области.

В 1996 г. открыта заочная форма обучения. Предполагалось, что она без отрыва от практики позволит подготовить резерв на должности старших и главных медсестер; сохранит стаж работы и выдержит сроки сдачи на квалификационную категорию. За выбор такой формы – желание медсестер без существенных изменений в социально-бытовом и профессиональном статусе получить высшее образование, а у некоторых это единственная возможность его реализации. За 2001-2010гг. осуществлено 10 выпусков, подготовлено 594 специалистов (каждый пятнадцатый получил диплом с отличием). К сожалению, лица, поступившие на факультет с сестринских должностей, получив диплом, не связывают будущее с сестринской деятельностью, а стремятся обрести возможность занять врачебные должности. В 2006 г. закрывается прием на заочную форму обучения врачей. Вместе с тем управления здравоохранения облисполкомов, за исключением Гомельского, подтверждают (2008) потребность в заочной форме подготовки медсестер с высшим образованием, которая в среднем до 2020 г. ежегодно составит 30.

К тому же, медицинские сестры заочно учатся в университетах по другим специальностям, а затем уходят из системы здравоохранения. В год закрытия приема на заочную форму по специальности сестринское дело в Республике Беларусь, открыт аналогичный прием в Смоленском медицинском университете, куда за истекший период зачислено более 70 граждан нашей республики.

Приказ МЗ РБ № 231 от 18 октября 2004 г. нормативно закрепил право выпускников факультета занимать после годичной стажировки ряд врачебных должностей (врач-валеолог, врач-диетолог, врач-ЛФК). Существующая высокая потребность организаций здравоохранения дополняется желанием выпускников распределяться на врачебные должности. Об этом знают не только выпускники, но и абитуриенты, которые с учетом меньшего проходного балла целенаправленно выбирают факультет. Возникает парадокс: специальность «сестринское дело», квалификация «медицинская сестра с высшим образованием», а выпускники распределяются врачами-лаборантами. Причем срок подготовки составляет 7-8 лет (2-3 года – медучилище или колледж, 4 года – медуниверситет, 1 год – стажировка).

Приказ МЗ РБ № 606 от 16 июля 2007 года «О некоторых вопросах деятельности учреждения образования Гродненский государственный медицинский университет» регламентировал преобразование факультета медицинских сестер с высшим образованием в медико-диагностический факультет с осуществлением подготовки кадров по специальностям «сестринское дело» и «медико-диагностическое дело».

Впервые в истории медицинского образования республики вуз выступил как разработчик нового образовательного стандарта по специальности «медико-диагностическое дело» с присвоением квалификации врач. Пятилетний срок обучения, основанный на международном опыте, позволит сохранить цельную систему подготовки врача с акцентом на диагностические функции, является наиболее экономически эффективным, а уменьшение аудиторного времени преимущественно произведено за счет лекционных часов с акцентом на активную форму обучения – контролируемую самостоятельную работу. Подготовка специалистов по данному образовательному стандарту позволит быстрее разрешить проблему кадрового обеспечения службы лабораторной диагностики лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических организаций, а также службы лучевой диагностики. Несомненно, по уровню дипломной подготовки после прохождения интернатуры выпускники могли бы занимать должности врачей функциональной диагностики, для чего следует внести соответствующие изменения в нормативные документы (например, введение двухгодичной интернатуры).

В 2008 г. утверждены новые (второго поколения) план и образовательный стандарт по специальности «сестринское дело». Они составлены с учетом рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь. Включают блоки социально-гуманитарных, естественно-научных, специальных и профессиональных дисциплин. В последний блок входят дисциплины, позволяющие обеспечить психолого-педагогическую, управленческую, клиническую подготовку в соответствии с основными требованиями к профессиональной компетентности. Следует подчеркнуть, что медицинская сестра с высшим образованием – это специалист здравоохранения, обладающий знаниями и умениями по основам клинической медицины и сестринского дела в клинических дисциплинах. Это специалист с высшим образованием и квалификацией, необходимой для управления организации и выполнения ухода и медицинских манипуляций у больных и инвалидов.

Мы предлагаем варианты по изменению подготовки медицинских сестер с высшим образованием:

Сохранение на очной форме обучения существующего порядка (на базе среднего специального медицинского образования) – срок 4года. Одновременно введение подготовки в рамках учебно-методического объединения медколледж – медуниверситет.

Установление пятилетнего срока обучения на очной форме без обязательного предшествующего средне-специального образования.

Восстановление набора на заочную форму обучения (на базе с средне-специального медицинского образования, по направлениям руководителей организаций здравоохранения из числа резерва кадров) – срок 5 лет.

Считаем целесообразным следующие направления использования медсестер с высшим образованием в системе здравоохранения Республики Беларусь:

управленческое (принять дополнение о преимущественном замещении должностей главных и старших медсестер лицами с высшим сестринским образованием, введение штатных должностей главных специалистов по сестринскому делу управлений здравоохранения облисполкомов);

педагогическое (преподаватели медколледжей и училищ, преподаватели теоретических кафедр медуниверситетов);

клиническое (первоначально установить, что должности медсестер особо значимых отделений ЛПО (операционные, реанимации и т.п.) могут занимать преимущественно лица с высшим сестринским образованием);

медико-социальные (руководитель больниц сестринского ухода).

Возможно, следует также сохранить возможность трудоустройства медицинских сестер с высшим образованием по разрешению Министерства здравоохранения Республики Беларусь и решению государственной комиссии по распределению на ряде врачебных должностей (после годичной стажировки): врач-валеолог, врач-диетолог.

Учреждение образования "Гродненский государственный медицинский университет"