Учебный процесс на кафедре биохимии проводится на всех факультетах университета в соответствии с типовыми и учебными рабочими программами:
- лечебный факультет – по специальности "лечебное дело";
- факультет иностранных учащихся – по специальности "лечебное дело";
- педиатрический факультет – по специальности "педиатрия";
- медико-психологический факультет – по специальности "медико-психологическое дело";
- медико-диагностический факультет – по специальностям: "медико-диагностическое дело", "сестринское дело".
Студенты всех факультетов изучают на кафедре биохимии дисциплину: «Биологическая химия» (III-IV семестр). По дисциплине «Биологическая химия» предусмотрены два зачета (по итогам III и IV семестров), курсовые экзамены по предмету на лечебном, педиатрическом, медико-диагностическом и медико-психологическом факультетах, факультете иностранных учащихся.
Учебный процесс на кафедре регламентируется учебно-методическими комплексами с учетом специфики обучения на каждом факультете. Учебно-методический комплекс включает следующие разделы:
- типовая и учебная программы;
- лекционный курс (с мультимедийным сопровождением);
- методические рекомендации по биологической химии для всех факультетов;
- руководство для выполнения лабораторных работ по биологической химии;
- сборники тестовых вопросов по биологической химии для студентов всех факультетов;
- экзаменационные вопросы для государственных и курсовых экзаменов;
- критерии оценки знаний и компетенций студентов по 10-балльной шкале по устному собеседованию, тестированию, практическим навыкам, критерии определения итоговой экзаменационной оценки
Лабораторно-практические занятия по биологической химии проводятся еженедельно, продолжительность занятия – 3 академических часа. Структуру занятия формируют два основных блока: I – контроль знаний студентов; II – лабораторная работа. Для контроля знаний студентов используются разные подходы:
- письменная контрольная работа;
- устное собеседование;
- рубежное компьютерное тестирование по основным разделам дисциплины;
- итоговая контрольная работа (две в III семестре и две в IV семестре).
На кафедре созданы профилизированные руководства к лабораторным занятиям по биологической химии для всех факультетов, в которых дана схема этапов выполнения биохимических методик и изложено клинико-диагностическое значение определяемых биохимических показателей. Эти руководства существенно оптимизируют подготовку к занятию и выполнение студентами лабораторного исследования. Студенты самостоятельно выполняют на занятиях биохимические методики с использованием приборного технопарка кафедры, вносят в рабочие протоколы результаты исследований и объясняют полученные результаты в форме выводов, что способствует формированию клинического системного мышления.
В учебный процесс кафедры внедрена самостоятельная контролируемая аудиторная работа студентов перед текущим итоговым занятием. Она включает: 1) индивидуальное составление метаболической карты по энергетическому, аминокислотному, углеводному и липидному обменам с нанесением на карту дополнительной медико-биологической информации; 2) блок типовых ситуационных задач, решение которых может быть выполнено при успешном освоении теоретического материала. Такой подход позволяет исключить механическое запоминание учебного материала и способствует развитию абстрактного и клинического мышления у студентов, формированию и развитию творческого подхода.
В связи с широким внедрением в системе высшей школы компьютерного тестирования для каждого факультета подготовлены и изданы сборники тестовых заданий по биологической химии. Сборники составлены в соответствии с учебными планами и действующими учебными программами и включают вопросы по всем разделам дисциплины, по основным биохимическим показателям и их клинико-диагностическому значению. Такой подход обеспечивает взаимосвязь знаний, полученных при изучении биохимии с другими медико-биологическими и клиническими дисциплинами. Предэкзаменационное компьютерное тестирование проводится на последнем занятии IV семестра.
Инновационным подходом в учебном процессе на кафедре биохимии является проведение предметных олимпиад для всех факультетов. Данная форма учебного процесса стимулирует мотивацию студентов к углубленному изучению предмета, способствует уходу от стереотипных форм обучения, расширяет научное мировоззрение студентов, совершенствует их коммуникативные навыки в интеллектуальной и профессиональной сфере.
Преподавателями кафедры подготовлены учебно-методические издания:
- 45 учебно-методических пособий руководств, в том числе 2 с грифом МО РБ;
- 12 типовых учебных программ;
- более 25 учебно-методических публикаций.
|